Образование
Уровень образования — дошкольное образование.
Форма обучения — очная.
Язык образования (обучения) — русский язык.
Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами — 0 человек.
Места осуществления образовательной деятельности:
- группы,
- музыкальный зал,
- спортивный зал,
- кабинеты учителей-логопедов,
- кабинет педагога-психолога,
- кабинет учителя-дефектолога,
- кабинет педагога дополнительного образования.
В МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21» реализуются образовательные программы:
- основная образовательная программа для групп общеразвивающей направленности
- форма обучения — очная
- нормативный срок обучения — 6 лет
- язык, на котором осуществляется образование — русский
- адаптированная основная образовательная программа для детей с расстройствами аутистического спектра
- форма обучения — очная
- нормативный срок обучения — 3 (4) года
- язык, на котором осуществляется образование — русский
- адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью
- форма обучения — очная
- нормативный срок обучения — 3 года
- язык, на котором осуществляется образование — русский
- адаптированная основная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья
- форма обучения — очная
- коррекционная часть Программы ориентирована на детей имеющих:
— речевые нарушения и реализуется в группах для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи и для детей с тяжелыми нарушениями речи (нормативный срок обучения — 2 года);
— нарушения зрения и реализуется в группах для слабовидящих детей, для детей с амблиопией и косоглазием (нормативный срок обучения — 5 лет)
— расстройство аутистического спектра (нормативный срок обучения — 5 лет)
— нарушение слуха (нормативный срок обучения — 5 лет)
— нарушение опорно-двигательного аппарата (нормативный срок обучения — 5 лет) - язык, на котором осуществляется образование — русский
- адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития
- форма обучения — очная
- нормативный срок обучения — 4 года
- язык, на котором осуществляется образование — русский
Описание и аннотация к основной образовательной программе
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21» «РОДНИЧОК» разработана для групп общеразвивающей направленности на основе Федеральной программы (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022 № 71847) с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре Программы и её объему, условиям реализации Программы, результатам освоения Программы.
Основными участниками реализации Программы являются: дети раннего и дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.
Целью реализации Программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека. патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России (1)
_______________________________
(1) Пункт 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 46, ст. 7977).
Содержание Программы в соответствии со Стандартом включает в себя совокупность пяти образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлениям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие; рабочую Программу воспитания и календарный план воспитательной работы.
Программа состоит из трёх основных разделов: целевого, содержательного, организационного.
Вариативная часть сформирована на основе регионального компонента. Содержание регионального компонента реализуется с целью воспитания уважения к своему дому, к родной земле, к родному краю. Приобщение ребенка к народно – культурному наследию: образца национального фольклора, народным художественным промыслам, традициям, произведениям писателей и поэтов, художников, исполнителей, спортсменов, знаменитых людей ЕАО, города Биробиджана, приобщение к ознакомлению с традициями и обычаями предков, воспитание толерантного отношения к людям других национальностей.
Основная образовательная программа
Перечень методической литературы и пособий по ООП
Описание и аннотация к адаптированной основной образовательной программе для детей с расстройствами аутистического спектра
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21» «РОДНИЧОК» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее Программа) разработана на основе Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.01.2023 № 72149) с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре Программы и её объему, условиям реализации Программы, результатам освоения Программы.
Основными участниками реализации Программы являются: дети дошкольного возраста с РАС, родители (законные представители), педагоги.
Целью реализации Программы является обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с РАС, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела — целевой, содержательный и организационный.
Содержание Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).
Программа включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в социум, психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с РАС, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, рабочую Программу воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы ДОУ.
Вариативная часть сформирована на основе регионального компонента. Содержание регионального компонента реализуется с целью воспитания уважения к своему дому, к родной земле, к родному краю. Приобщение ребенка к народно – культурному наследию: образца национального фольклора, народным художественным промыслам, традициям, произведениям писателей и поэтов, художников, исполнителей, спортсменов, знаменитых людей ЕАО, города Биробиджана, приобщение к ознакомлению с традициями и обычаями предков, воспитание толерантного отношения к людям других национальностей.
Адаптированная основная образовательная программа для детей с расстройствами аутистического спектра
Перечень методической литературы и пособий по АООП для детей с РАС
Описание и аннотация к адаптированной основной образовательной программе
Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21» разработана для групп детей с умственной отсталостью с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре Программы и её объему, условиям реализации Программы, результатам освоения Программы; в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
— «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 года № 373 г. Москва);
— Устав МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21».
Программа спроектирована с учетом особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников; определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с умственной отсталостью направленной на коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста с умственной отсталостью, родители (законные представители), педагоги.
Программа направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса, направленные на создание условий для формирования общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей с умственной отсталостью дошкольного возраста.
Содержание Программы в соответствии со Стандартом включает в себя совокупность пяти образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлениям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие, а также коррекционное направление – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Программа состоит из трёх основных разделов: целевого, содержательного и организационного. Обязательная часть Программы соответствует концептуальным положениям используемой в дошкольном учреждении программы «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).
Вариативная часть сформирована на основе регионального компонента. Содержание регионального компонента реализуется с целью воспитания уважения к своему дому, к родной земле, к родному краю. Приобщение ребенка к народно – культурному наследию: образца национального фольклора, народным художественным промыслам, традициям, произведениям писателей и поэтов, художников, исполнителей, спортсменов, знаменитых людей ЕАО, города Биробиджана, приобщение к ознакомлению с традициями и обычаями предков, воспитание толерантного отношения к людям других национальностей.
Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21» ориентирована на воспитанников с умственной отсталостью с 3 до 7 лет (в особых случаях до 8 лет). Срок реализации Программы 3 года.
Адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью
Перечень методической литературы и пособий по АООП
Описание и аннотация к адаптированной основной образовательной программе
Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21» разработана для групп детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре Программы и её объему, условиям реализации Программы, результатам освоения Программы; в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
— «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 года № 373 г. Москва);
— Устав МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21».
Программа спроектирована с учетом особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста направленной на коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, родители (законные представители), педагоги.
Программа направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса, направленные на создание условий для формирования общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Содержание Программы в соответствии со Стандартом включает в себя совокупность пяти образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлениям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие, а также коррекционное направление – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья строится на взаимосвязи коррекционно-развивающей работы. Работа проводится с учётом состояния здоровья и познавательных возможностей дошкольников и предполагает индивидуально-дифференцированный подход к содержанию и формам коррекционной работы.
Программа состоит из трёх основных разделов: целевого, содержательного и организационного. Обязательная часть Программы соответствует концептуальным положениям используемой в дошкольном учреждении ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Кроме того, учтены концептуальные положения используемых в ДОУ программ:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения): Программа детского сада: коррекционная работа. Под ред. Л. И. Плаксиной. — М., 2003.
- Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада». Части I – II. Под ред. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. М. 1993, изд. «Альфа».
Вариативная часть сформирована на основе регионального компонента. Содержание регионального компонента реализуется с целью воспитания уважения к своему дому, к родной земле, к родному краю. Приобщение ребенка к народно – культурному наследию: образца национального фольклора, народным художественным промыслам, традициям, произведениям писателей и поэтов, художников, исполнителей, спортсменов, знаменитых людей ЕАО, города Биробиджана, приобщение к ознакомлению с традициями и обычаями предков, воспитание толерантного отношения к людям других национальностей.
Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21» ориентирована на воспитанников с 2 до 7 лет.
Коррекционная часть Программы ориентирована на детей имеющих:
— речевые нарушения и реализуется в группах для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи и для детей с тяжелыми нарушениями речи (срок 2 года);
— нарушения зрения и реализуется в группах для слабовидящих детей, для детей с амблиопией и косоглазием (срок 5 лет)
— расстройство аутистического спектра (срок 5 лет)
— нарушение слуха (срок 5 лет)
— нарушение опорно-двигательного аппарата (срок 5 лет)
Срок реализации Программы 5 лет.
Адаптированная основная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья
Перечень методической литературы и пособий по АООП
Описание и аннотация к адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития
Адаптированная основная образовательная программа разработана для детей с с задержкой психического развития (ЗПР), в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
— «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 373);
— Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
— Устав МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21».
Программа спроектирована с учетом особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, особенностей психофизического развития, особых образовательных потребностей воспитанников; определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа сформирована, как программа психолого-педагогической поддержки, развития индивидуальных возможностей личности детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.
Программа направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса, направленные на создание условий для формирования общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей с умственной отсталостью дошкольного возраста.
Содержание Программы в соответствии со Стандартом включает в себя совокупность пяти образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлениям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие, а также коррекционное направление – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с ЗПР с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Программа состоит из трёх основных разделов: целевого, содержательного и организационного. Обязательная часть Программы соответствует концептуальным положениям используемой в дошкольном учреждении программы ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Вариативная часть сформирована на основе регионального компонента. Содержание регионального компонента реализуется с целью воспитания уважения к своему дому, к родной земле, к родному краю. Приобщение ребенка к народно – культурному наследию: образца национального фольклора, народным художественным промыслам, традициям, произведениям писателей и поэтов, художников, исполнителей, спортсменов, знаменитых людей ЕАО, города Биробиджана, приобщение к ознакомлению с традициями и обычаями предков, воспитание толерантного отношения к людям других национальностей.
Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21» ориентирована на воспитанников с задержкой психического развития с 3 до 7 лет (в особых случаях до 8 лет). Срок реализации Программы 4 года.
Перечень методической литературы и пособий по АООП для детей с с задержкой психического развития
Учебный план на 2023-2024 учебный год
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
Расписание занятий на 2023-2024 учебный год
Режим дня на 2023-2024 учебный год
Годовой план работы на 2023-2024 учебный год
Содержание образовательной деятельности
Основные направления коррекционной работы
Численность обучающихся
группа № |
количество воспитанников |
|
АООП ДО «РОДНИЧОК» |
ООП ДО «Родничок» |
|
за счёт местного бюджета |
||
№1 «Росинка» группа раннего возраста общеразвивающей направленности |
— |
16 |
№2 «Гномик» разновозрастная комбинированной направленности |
6 |
— |
№3 «Ласточка» 1-ая младшая общеразвивающей направленности |
— |
17 |
№4 «Радуга»2-ая комбинированной направленности |
15 |
— |
№ 5 «Ромашка» старшая группа для слабовидящих детей, для детей с амблиопией и косоглазием |
10 |
— |
№ 6 «Светлячок» разновозрастная группа для детей с расстройствами аутистического спектра |
7 |
— |
№ 7 «Подснежник» разновозрастная комбинированной направленности |
7 |
— |
№ 8 «Малинка» разновозрастная комбинированной направленности |
8 |
— |
№ 9 «Капелька» старшая группа общеразвивающей направленности |
— |
23 |
№ 10 «Вишенка» разновозрастная группа для детей с расстройствами аутистического спектра |
7 |
— |
№ 11 «Забава» подготовительная к школе группа для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи и для детей с тяжелыми нарушениями речи |
20 |
— |
№12 «Солнышко» 2-ая младшая группа общеразвивающей направленности для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи и для детей с тяжелыми нарушениями речи |
— |
19 |
№ 13 «Берёзка» средняя группа для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи и для детей с тяжелыми нарушениями речи |
16 |
— |
всего |
171
|
Лицензия на право осуществления образовательной деятельности от 14.04.2017 г. № 1121