Фадеева Александра Сергеевна — учитель-дефектолог
Консультация «Методы индивидуальной коррекционной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ»
Мелкая моторика – это умение совершать мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается выраженная в разной степени общая моторная дефицитность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.
Для такой категории дошкольников мелкая моторика является важным средством коррекции, компенсации и восстановления, нарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе.
Нарушения моторики у рассматриваемой категории детей связано с неспособностью согласовывать работу обеих рук, согласовывать их движения. Затруднения вызывают быстрота, плавность, включения в движение, переключение с одного движения на другое. У данной группы детей долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действиях обоих рук.
У многих детей с ОВЗ отмечается недоразвитие мелкой моторики, зажатость и недостаточный объем движений. Слабое различение мышечных ощущений приводит к плохой координации. Таким детям свойственна пониженная работоспособность, они быстро утомляются и устают. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности детей. Слабость двигательной координации кистей и пальцев рук усложняет усвоение трудовых, учебных, культурно-гигиенических навыков, а также навыков самообслуживания. Для детей с ограниченными возможностями здоровья свойственна слабая степень нажима карандаша или ручки на бумагу, перемещение центра листа в стороны, неточность и нечеткость проведения линий (ломаной, волнистой, прямой), в ходе работы с шаблоном наблюдается его соскальзывание. Важно отметить, что у таких детей данные виды координаций без специально организованной работы не вырабатываются.
Решение такой задачи возможно только при систематическом проведении коррекционно — развивающих занятий с применением специально подобранных игр, заданий и упражнений, обращенных на коррекцию и развитие мелкой моторики дошкольников рассматриваемой категории.
В коррекционно — педагогической работе основным методом является метод практических заданий, так как обучение, не может реализовываться без деятельности самого ребенка. Игровые методы и приемы занимают существенное место в работе педагога при обучении таких детей и являются основным приемом в дошкольном возрасте. Игровые приемы помогают привлечь внимание детей, лучше и быстрее овладеть материалом.
В специальной коррекционной работе с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья особое внимание уделяется развитию общей и мелкой моторике рук. Чем выше двигательная активность детей, тем они лучше развиваются, поэтому начинать следует с раннего возраста. Регулярные упражнения по тренировке движений пальцев являются эффективным способом повышения работоспособности головного мозга. В настоящее время подтверждена взаимосвязь развития речи и интеллекта от степени сформированности тонких движений рук. Тонкая моторика — основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
Незрелость в развитии моторных функций выражается в недостаточной координации движений пальцев и кистей рук. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как конструирование, аппликация, рисование, лепка, где дети работают с мелкими деталями; при выполнении бытовых действий — одевании, раздевании, застегивании и расстегивании пуговиц, застежки-молнии, шнуровании ботинок.
Для развития мелкой моторики при работе с умственно отсталыми детьми, положительного результата можно добиться, используя следующие упражнения:
- игры с крупой, мозайкой, конструктором и другими мелкими предметами;
- рамки – вкладыши разной формы;
- элементы массажа и самомассажа, Су-Джок терапия;
- завинчивание и отвинчивание крышек у баночек разного диаметра;
- игры с цветными счетными палочками (выкладывание из палочек различных предметов, начиная с простых геометрических фигур, затем постепенно усложняя задание);
- отрывание и сминание кусочков бумаги то левой, то правой рукой;
- различные виды шнуровок;
- застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний;
- наматывание ниток на катушку, клубочек;
- игры с прищепками разного цвета, размера и формы;
- рисование по шаблону;
- графические диктанты;
- бусы разного размера и цвета
Су-Джок терапия считается одной из лучших систем самооздоравления. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в дошкольном образовательном учреждении.
В результате использования Су-джок терапии:
— осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
— стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
— развивается координация движений и мелкая моторика;
— развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Техника «Бусография» привлекает и вовлекает своей необычностью и кропотливостью более старших дошкольников. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность, совершенствует сенсомоторику — согласованность в работе глаз и рук, координацию движений и их точность, конструктивный праксис, ориентировку в пространстве, счетные операции, подвижность речевого аппарата, монологическую речь.
«Бусографией» рекомендуют начинать заниматься с младшего возраста для освоения простейших приемов работы с бусами: массаж пальчиков, пальчиковый бассейн из бус, упражнения на развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, сортировка бус по цвету. Сначала дети знакомятся с бусами, берут их в руки, исследуют. Затем отбирают бусы по цвету, размеру и нанизывают их на проволоку или шнурок по выбору предложенных образцов. Старшие дошкольники, занимаясь «бусографией», используют уже свой замысел (придумывают объект), подбирают нужный материал и действуют по знакомому алгоритму выполнения. Помощь взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку посчитать необходимое количество бусинок, провести чередование по цвету и правильно провести соединение линий, получая ту или иную геометрическую фигуру. Результат успешно проделанной работы является сильнейшим психологическим стимулом для развивающейся личности ребенка, а сама техника «бусография» оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
«Песочная терапия»— одна из форм естественной деятельности ребенка. Концепция «терапии песком» использовалась еще М. Монтессори, английским педиатром Маргарет Ловенфельд и другими учеными. Игры с песком позволяют:
— стабилизировать психоэмоциональное состояние;
— развивать координацию движений, мелкую моторику;
— стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
— совершенствовать навыки общения и речь;
— стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор.
Положительный эффект в развитии моторики дает проведение специальной пальчиковой гимнастики. Основной целью, которой является не механическая тренировка движений руки, а регулярное обучение детей новым двигательным тонко координированным действиям.
Очень важным моментом в проведении подобного рода игровых упражнений является участие в них педагога. Для детей с ОВЗ присущ низкий уровень самостоятельности, значит организатором и вдохновителем в проведении пальчиковых игр является педагог, который создает у детей положительный эмоциональный настрой по ходу игры, активизирует у детей интерес к игре, желание участвовать в ней. Дети очень любят ритмически организованную речь взрослого, поэтому даже самые простые стишки доставляют им особую радость.
Простые и несложные движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность и зажатость движений.
Развитию мелкой моторики рук очень хорошо помогает работа с пластилином: использование формообразующих движений при скатывании колбасок, скатывании округлых форм, прищипывании, вдавливании, сглаживании. Детям нравится лепить «Червячков для Петушка «Печенье для кукол», «Созревшие яблоки», «Радостного Колобка» и многое другое.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга детей. Разновидные действия руками, пальчиковые игры и упражнения стимулируют процесс речевого и умственного развития детей. Систематические занятия по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья оказывают благоприятное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Литература
- Астапов В. М., Микадзе Ю. В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. СПб.: Питер, 2001. 256 с.
- Данилова Л. Пальчиковые игры. М.: Росмэн, 2008. 227 с.
- Жукова О. С. Обводим, рисуем, пишем. М.: АСТ, 2014. 32 с.
- Комплексные занятия с детьми 3 -7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи / под ред. Н. Л. Стефановой. Волгоград: Учитель, 2013. 261 с.
- Шкляр Н. В., Андрушко Е. Н. Органиазация коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Казанская наука. 2014. № 10. С. 315—318.