«Логоритмика для малышей» (из опыта работы)
Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь, формирование движений происходит при участии речи. Она является одним из основных компонентов двигательно- пространственных упражнений. Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, пословиц, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания.
Ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи у детей. Большое значение имеют игры с пением и музыкальным сопровождением. Логопедическая ритмика представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая и двигательная память.
Предлагаемые вашему вниманию игры, сопровождающиеся речитативами, рассчитаны на детей разного возраста и различных уровней речевого развития.
Ритмическая гимнастика:
У машины есть мотор, (вращать руками со сжатыми кулаками на уровне груди).
Есть колеса. (соединить большие и указательные пальцы)
В ней — шофер. («крутить руль»).
Только я в машину сяду — (ритмично хлопать).
Вмиг домчит, куда мне надо. (вращать руками со сжатыми кулаками на уровне груди).
Артикуляционная ритмическая гимнастика:
Произнесение звука [М] — машина едет;
Длительное произнесение звука [Х-Ф] — машина едет по кочкам;
Длительное произнесение звука [У] — автобус едет на стоянку;
Длительное произнесение гласных и согласных звуков [А, О, У…]- изображение разных видов транспорта.
Упражнение «Белка»
Дети отстукивают скорлупками грецких орехов ритм и пропевают:
По деревьям скок, скок, Ти-ти-ти-ти — та-та.
Да орешки щелк, щелк. Ти-ти-ти-ти — та-та.
Кто же это? Отгадай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти – та.
Это белка, так и знай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти – та.