Меню сайта
Календарь событий
Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

«Использование педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания дошкольников  в условиях детского сада и семьи» 

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. 

Потребности в здоровье у самого ребёнка нет. Он верит в его нерушимость. Она есть у родителей и общества. Но у каждого ребёнка, есть огромное желание, скорее вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а ещё лучше хоть в чём-то превосходить их. Поэтому, проанализировав состояние здоровья наших воспитанников, у нас возникла необходимость создания системы работы, предполагающей интегративный подход к образовательной и оздоровительной деятельности. В силу этого возникла потребность в использовании педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи.  

Использование данных технологий строится на следующих основных положениях, определяющих содержание, организацию и методику: 

  • принцип единства взаимодействия: родители → ребёнок → педагог, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания культуры здоровья хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами работы в детском саду; 
  • систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение года и всего периода пребывания ребёнка в детском саду; 
  • индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе учёта интересов и потребностей. 

Задачи сотрудничества мы решали в 3 этапа. 

На 1 подготовительном этапе: воспитатели изучали семьи, их воспитательные возможностиЧтобы определить компетентность в вопросах здоровья, организовали опрос родителей. 

Анкета для родителей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на ряд вопросов. Это поможет нам в организации нового направления в работе детского сада «Формирование у дошкольников культуры здоровья». 

  1. Какого ребёнка можно назвать здоровым? 
  2. Назовите слагаемые ЗОЖ (Назовите факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье ребёнка)
  3. Перечислите принципы рационального питания:________________.
  4. Придерживаетесь ли режима дня детского сада в домашних условиях? 
  5. Какие культурно-гигиенические навыки Вы формируете у детей? 
  6. Для чего нужны занятия физическими упражнениями? 
  7. Как вы закаливаете своего ребёнка? 
  8. Какие виды детского травматизма Вы знаете? 
  9. Рассказываете ли Вы своему ребёнку о влиянии этих факторов на здоровье? 
  10. Какие вопросы, связанные со здоровьем вашего ребёнка, Вас интересуют? 

В ходе анкетирования было выявлено, что не все родители занимаются физической культурой, наиболее эффективными формами работы детского сада с родителями считают: совместные спортивные праздники, открытые занятия. Из этого мы сделали вывод, что родители готовы сотрудничать с детским садом и участвовать в совместных спортивных мероприятиях. 

Анкетирование на данном этапе показало следующий уровень просвещённости родителей в вопросах здоровья: 

  •  высокий – 8%  
  • средний – 40%  
  • низкий – 52%  

Большинство родителей рассматривают здоровье как отсутствие заболеваний, не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья, а средства оздоровления детского организма видят в лечебных мероприятиях. Родители имеют общие представления об укреплении здоровья детей и культуре здоровья, но нуждаются в обогащении знаний и практических рекомендациях. Работу с родителями проводили параллельно с работой с детьми.  

2 этап — организационный: в систему работы с семьёй мы включили ознакомление родителей: 

  • с результатами диагностики состояния здоровья ребёнка и его психомоторного развития, 
  • с содержанием физкультурно-оздоровительной работы направленной на физическое, психическое и социальное развитие детей, 
  • обучение конкретным приёмам и методам оздоровления, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания, 
  • ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в детском саду. 

Для реализации этих задач педагоги разработали групповые перспективные планы, в которые включили разнообразные мероприятия с участием родителей, детей и педагогов 

— Индивидуальные беседы и консультации «Приобщение детей к здоровому образу жизни», «Значение подвижных игр в физическом развитии ребенка» и др. 

 Информационные папки «Как провести выходные дома с пользой»«Почему полезен лук»«Как защититься от простуды» и т. д. 

— Памятки с информацией о важнейших направлениях ЗОЖ. 

— Тематические выставки «Будьте здоровы».  

— Просмотры с родителями разных видов детской деятельности. 

— Конкурсы семейных газет «Наша семья за здоровый образ жизни». 

— Выставки рисунков на тему «Папа, мама, я – спортивная семья». 

— Дни открытых дверей.  

—  Семейные спортивные досуги — семейные праздники. 

— Родительские собрания «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми направленные на сохранение здоровья»«Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни».  

— Мастер-классы «Дыхательная гимнастика как профилактика заболеваний у дошкольников», «Психогимнастика — средство сохранения психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста». 

Непосредственно на данном этапе происходило привлечение родителей в воспитательный процесс детского сада (родители, приходя в детский сад, рассказывали о себе, принимали участие в подготовке мероприятий, участвовали в создании предметно – развивающей среды). 

3 этап — практический: подбирались и реализовывались формы сотрудничества с родителями (привлечение родителей к выступлениям и участию в консультациях, родительских собранияхспортивных и досуговых мероприятиях, «Школе молодого родителя», осенней ярмарке, проектной деятельности и др.). 

Нам удалось приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и  коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, что способствовало созданию условий для развития  двигательных навыков ребёнка дома. 

Совместная работа с семьёй строилась на принципах добровольности, содружества, систематичности и последовательности в работе, а так же индивидуального подхода к каждой семье. Особенно действенны были индивидуальные формы взаимодействия с родителями, которые в процессе анкетирования показали низкий уровень сознания и компетентности в вопросах здоровья. 

Для родителей младших групп была организована «Школа молодого родителя», по темам: 

«Здоровье – наш бесценный дар, его все ценят – млад и стар» 

«Ростки родительской мудрости» 

«Играем вместе» 

«Секреты психологического здоровья» 

«Игр и игрушка в жизни ребенка» 

«Я уже большой!» 

«Планета Детства» 

С родителями всех возрастных групп была организована проектная деятельность «Моя семья», «Растим детей здоровыми». 

       Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, научатся чему-то новому. Важнее другое — с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом. Ещё важнее помочь родителям попробовать себя в роли  «коллективного педагога». Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность лучше узнать семьи, каждого воспитанника. Понять её сильную и слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться! 

В процессе общения изменился характер взаимодействий с родителями, отношения стали более тёплыми и доверительными. В результате проведённой работы в ДОУ была выстроена система взаимоотношении с семьёй. Её эффективность прослеживается в возросшем уровне компетентности родителей и дошкольников в вопросах культуры здоровья. Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности, физическую подготовленность дошкольников. По той же методике, что и в начале работы, было проведено анкетирование родителей, результаты показали положительную динамику изменения уровня компетентности в вопросах культуры здоровья: 

— высокий уровень компетентности по сравнению с первым анкетированием увеличился с 8% до 28 %,  

— средний с 40% до 52%,  

— а низкий уровень наблюдается теперь только у 5 % опрошенных родителей.  

Таким образом, выстроив систему работы на основе интегрированного подхода во взаимодействии с родителями по формированию культуры здоровья детей, были достигнуты позитивные изменения:  

  • Повысился уровень информационной компетентности, была сформирована мотивационная готовность к оздоровительной деятельности в семье и осознанное отношение родителей и детей к вопросуздоровьесбережения
  • Родители стали проявлять интерес, активную позицию и высокую ответственность к проводимым оздоровительным мероприятиям в ДОУ; 
  • Изменился характер обращения родителей к педагогу в сторону интереса к вопросам оздоровления детей; 
  • Улучшились взаимоотношения в семье за счёт понимания собственного ребёнка, адекватной оценки его здоровья и физического развития; 
  • Сформировалось положительное мнение родителей о компетентности педагогов и руководителей ДОУ в вопросах оздоровления, повысилась удовлетворённость оказанной помощью.

В рамках интегрированного подхода в работе с семьёй по формированию культуры здоровья приоритетными в физическом воспитании детей остается положительное влияние  добрых семейных  отношений на всестороннее  формирование личности ребенка. Совместная работа способствует укреплению и сохранению здоровья ребёнка, развитию его силы и выносливости, физических способностей, повышению сопротивляемости его организма болезням, позволяет воспитать ребёнка, у которого устойчиво сформированы ценности здоровья и человеческой жизни, который мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей, общества в целом. Результатом культуры здоровья ребёнка дошкольного возраста будет оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания. 

 Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.  

 

banner dlya sayta 01 2
banner dlya sayta 01 3
banner dlya sayta 01 3
Визитка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад компенсирующего вида №21"

Наш адрес: город Биробиджан, ул.Набережная, 28
Заведующий: Данилова Наталья Викторовна

E-mail: eao_detskiisad21@post.eao.ru

Телефон: 8 (42622) 32-1-68, 32-8-44

Режим и график работы: понедельник - пятница с 7.00 до 19.00,
выходные: суббота, воскресение, праздничные дни.

Сведения об учредителе

Информация об учредителе:

Полное наименование: мэрия города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области

Сокращенное наименование: мэрия города

Почтовый адрес: 679000, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Ленина, 29

Адрес электронной почты: gorod@post.eao.ru

Адрес официального сайта: http://biradm.ru/

Номер телефона приемной мэрии города: +7 (42622) 2-60-01

Номера телефонов единой охранно-диспетчерской службы: +7 (42622) 6-22-02, +7 (42622)2-38-19

Управление образования мэрии города: г. Биробиджан, проспект 60-летия СССР, 22 (понедельник- пятница с 9.00 до 18.00, перерыв на обед с 13.00 до 14.00)

Реклама