Меню сайта
Календарь событий
Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных техник художественного творчества в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР»

Консультация для воспитателей

«Использование нетрадиционных техник художественного творчества в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР».

Формирование связной речи – одна из задач, стоящая перед педагогом, работающим с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи по сравнению с диалогической – она требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка. Лингвисты рассматривают порождение речевого высказывания как сложный многоуровневый процесс, который начинается с мотива. На его основе во внутренней речи происходит формирование замысла. Одновременно осуществляется смысловое программирование высказывания, которое объединяет в себе ответы на вопросы: Что сказать? В какой последовательности? Как сказать? Эта программа реализуется затем во внешней речи на основе законов грамматики и синтаксиса данного языка.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Они проявляются в трудностях передачи причинно-следственных, временных связей, в нарушении последовательности и/или пропуске слов в предложении, в использовании однотипных простых синтаксических конструкций, в аграмматизмах при построении фраз.

Развитие связной речи важно не только для наиболее полного устранения речевого недоразвития, но и для подготовки к овладению чтением и письмом.

Продуктивные виды деятельности не только вносят значительный вклад в развитие творческих способностей, мелкой моторики детей, но и способствуют формированию их речи. Одним из наиболее интересных по технике выполнения методов конструирования является техника квиллинг (бумагокручение) – искусство скручивания полосок бумаги в спиральки и составление из полученных деталей композиций.

Работая в рамках конструктивной деятельности, педагог решаетряд задач:

  1. Образовательные – сформировать в конечном итоге навык связного речевого высказывания.

  2. Воспитательные – формировать навыки сотрудничества, доброжелательность, самостоятельность, ответственность, воспитывать уважение друг к другу, желание вносить личный вклад в общее дело.

  3. Развивающие – развивать творческие способности, умение анализировать и сравнивать, психические процессы, мелкую моторику, пространственную ориентировку, совершенствовать умение планировать, организовывать и контролировать свою деятельность.

Непосредственно образовательная деятельность построена на интеграции творческого и речевого развития детей старшего дошкольного возраста. С одной стороны, дети знакомятся с новым видом конструирования – квиллингом, учатся изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу и многие другие) и из них составлять различные композиции. С другой стороны, у дошкольников формируется способность к самостоятельному связному высказыванию, усвоению структуры рассказа – описания с элементами рассуждения (с помощью вопросов, образца рассказа, приема параллельного описания). В то же время обогащается словарь детей, совершенствуется грамматический строй речи, развиваются психические процессы, навыки планирования, организации и контроля деятельности, расширяется кругозор.

С целью оптимизации коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи можно использовать тексты цепной структуры. Под цепной связью понимается «структурное сцепление предложений: непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в следующем».

Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Для конструирования такого типа текстов используются такие средства, как лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.

Для иллюстрации цепной связи и упрощения процесса создания текстов к каждому предложению можно «скрутить» изображения, иллюстрирующие первое и последнее слова в нем.

Составление текстов с такой структурой связи облегчает процесс программирования каждого отдельного высказывания и рассказа в целом.

Тексты могут быть составлены из слов, насыщенных звуками, над которыми идет работа по автоматизации или дифференциации. Правильно подобранный для текстов речевой материал позволяет одновременно решать несколько задач: развитие связной речи, коррекция нарушений звукопроизношения, обогащение словарного запаса, усвоение различных моделей словообразования и форм словоизменения.

Данный вид работы может быть как индивидуальный, так и коллективный. Сначала дети выполняют творческую работу – создают различные предметы, образы. Затем рассказывают о том, что у них получилось – составляют рассказ-описание. В завершении можно предложить объединить все работы в один рассказ.Так, например созданные образы мамы и дочки, а также предметы: стакан, самовар, скатерть, стол – можно объединить в следующий рассказ. «Соня всегда помогает маме. Мама попросила дочку накрыть на стол. На стол Соня постелила скатерть. На скатерть поставила стаканы и самовар. За самоваром скоро соберется вся семья и будет пить чай».

Итак, проведение непосредственно образовательной деятельности, где успешно решаются задачи речевого и творческого развития детей, позволяет преодолеть общее речевое недоразвитие, а также сформировать творческую, самостоятельную личность маленького человека.

Литература

«Дошкольная педагогика» № 9 (114) /ноябрь/ 2015

banner dlya sayta 01 2
banner dlya sayta 01 3
banner dlya sayta 01 3
Визитка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад компенсирующего вида №21"

Наш адрес: город Биробиджан, ул.Набережная, 28
Заведующий: Данилова Наталья Викторовна

E-mail: eao_detskiisad21@post.eao.ru

Телефон: 8 (42622) 32-1-68, 32-8-44

Режим и график работы: понедельник - пятница с 7.00 до 19.00,
выходные: суббота, воскресение, праздничные дни.

Сведения об учредителе

Информация об учредителе:

Полное наименование: мэрия города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области

Сокращенное наименование: мэрия города

Почтовый адрес: 679000, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Ленина, 29

Адрес электронной почты: gorod@post.eao.ru

Адрес официального сайта: http://biradm.ru/

Номер телефона приемной мэрии города: +7 (42622) 2-60-01

Номера телефонов единой охранно-диспетчерской службы: +7 (42622) 6-22-02, +7 (42622)2-38-19

Управление образования мэрии города: г. Биробиджан, проспект 60-летия СССР, 22 (понедельник- пятница с 9.00 до 18.00, перерыв на обед с 13.00 до 14.00)

Реклама