Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных техник художественного творчества в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР»
Консультация для воспитателей
«Использование нетрадиционных техник художественного творчества в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР».
Формирование связной речи – одна из задач, стоящая перед педагогом, работающим с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи по сравнению с диалогической – она требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка. Лингвисты рассматривают порождение речевого высказывания как сложный многоуровневый процесс, который начинается с мотива. На его основе во внутренней речи происходит формирование замысла. Одновременно осуществляется смысловое программирование высказывания, которое объединяет в себе ответы на вопросы: Что сказать? В какой последовательнос
Для дошкольников с общим недоразвитием речи нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Они проявляются в трудностях передачи причинно-следств
Развитие связной речи важно не только для наиболее полного устранения речевого недоразвития, но и для подготовки к овладению чтением и письмом.
Продуктивные виды деятельности не только вносят значительный вклад в развитие творческих способностей, мелкой моторики детей, но и способствуют формированию их речи. Одним из наиболее интересных по технике выполнения методов конструирования является техника квиллинг (бумагокручение) – искусство скручивания полосок бумаги в спиральки и составление из полученных деталей композиций.
Работая в рамках конструктивной деятельности, педагог решаетряд задач:
-
Образовательные – сформировать в конечном итоге навык связного речевого высказывания.
-
Воспитательные – формировать навыки сотрудничества, доброжелательнос
ть, самостоятельност ь, ответственность, воспитывать уважение друг к другу, желание вносить личный вклад в общее дело. -
Развивающие – развивать творческие способности, умение анализировать и сравнивать, психические процессы, мелкую моторику, пространственную ориентировку, совершенствовать умение планировать, организовывать и контролировать свою деятельность.
Непосредственно образовательная деятельность построена на интеграции творческого и речевого развития детей старшего дошкольного возраста. С одной стороны, дети знакомятся с новым видом конструирования – квиллингом, учатся изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу и многие другие) и из них составлять различные композиции. С другой стороны, у дошкольников формируется способность к самостоятельному связному высказыванию, усвоению структуры рассказа – описания с элементами рассуждения (с помощью вопросов, образца рассказа, приема параллельного описания). В то же время обогащается словарь детей, совершенствуется грамматический строй речи, развиваются психические процессы, навыки планирования, организации и контроля деятельности, расширяется кругозор.
С целью оптимизации коррекционно-пед
Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Для конструирования такого типа текстов используются такие средства, как лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.
Для иллюстрации цепной связи и упрощения процесса создания текстов к каждому предложению можно «скрутить» изображения, иллюстрирующие первое и последнее слова в нем.
Составление текстов с такой структурой связи облегчает процесс программирования каждого отдельного высказывания и рассказа в целом.
Тексты могут быть составлены из слов, насыщенных звуками, над которыми идет работа по автоматизации или дифференциации. Правильно подобранный для текстов речевой материал позволяет одновременно решать несколько задач: развитие связной речи, коррекция нарушений звукопроизношени
Данный вид работы может быть как индивидуальный, так и коллективный. Сначала дети выполняют творческую работу – создают различные предметы, образы. Затем рассказывают о том, что у них получилось – составляют рассказ-описание
Итак, проведение непосредственно образовательной деятельности, где успешно решаются задачи речевого и творческого развития детей, позволяет преодолеть общее речевое недоразвитие, а также сформировать творческую, самостоятельную личность маленького человека.
Литература
«Дошкольная педагогика» № 9 (114) /ноябрь/ 2015