Меню сайта
Календарь событий
Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

«Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушением интеллекта»

Формирование фонематических процессов занимает важное место в процессе коррекции нарушений в развитии умственно отсталого ребенка. Прежде всего, следует помнить о том, что речевые расстройства и связанные с ними нарушения фонематического восприятия у таких детей имеют стойкий характер. Своевременная и целенаправленная коррекция подобных нарушений способствует не только повышению у них уровня мыслительных процессов, но и социализации детей.

Системный характер речевых расстройств детей с нарушением интеллекта выражается в том, что они касаются как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи. Следовательно, логопедическая работа ориентирована не только на конкретный дефект, но и на речевую систему в целом.

Специфика работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности и их психопатологическими особенностями (прежде всего неразвитостью аналитической и синтетической деятельности), с другой стороны, структурой имеющегося речевого дефекта (прежде всего ведущего). В связи с этим приоритетное место в логопедической работе принадлежит формированию у детей элементарных навыков мыслительных операций – анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Здесь необходима опора на принципы поэтапного формирования умственных действий, обоснованные П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным. Данные принципы определяют последовательность этапов формирования слухового восприятия и речевого развития во взаимосвязи: материализации действий с опорой на наглядность; выполнение речевых действий; выполнение действий во внутреннем плане.

Для дошкольников с нарушением интеллекта в логопедической работе важно максимальное включение анализаторов и актуализация ощущений разной модальности, а также максимальное использование наглядных материалов.

Поскольку с недоразвитием фонематического восприятия тесно связаны дефекты звукопроизношения, особое внимание должно уделяться обучению детей дифференциации фонетически близких звуков. Кроме того, коррекция звукопроизношения тесно связана с общим психомоторным развитием и, особенно, с развитием мелкой ручной моторики.

Поскольку у дошкольников с нарушением интеллекта чрезвычайно консервативными являются условно-рефлекторные связи, с трудом поддающиеся изменению, на занятиях подробно отрабатываются и  закрепляются восприятие и произнесение правильных речевых навыков.

Также характерной чертой логопедической работы с данной категорией дошкольников является многократная повторяемость коррекционных упражнений, обновление которых происходит посредством введения отдельных новых элементов. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры головного мозга, что вызывает затруднения в формировании новых условно-рефлекторных связей, их хрупкость и быстрое угасание. Поэтому требуется постоянное повторное подкрепление. В противном случае навыки, усвоенные на занятиях, у детей с нарушением интеллекта исчезают в иных речевых ситуациях и на ином речевом материале.

Еще одной специфической чертой работы с умственно отсталыми детьми в условиях является частая смена деятельности, постоянное переключение с одной формы работы на другую, поскольку им присущи быстрая утомляемость и склонность к охранительному торможению. При этом нами определяется строгая дозировка речевого материала и информации, поскольку при одновременном усложнении задания и речевого материала дети просто не смогут  его выполнить.

Вследствие указанных специфических особенностей, работа с дошкольниками с нарушением интеллекта  предполагает длительные сроки реализации по сравнению с детьми, имеющими только речевой дефект.

Не исключая специфики, работа с детьми с умственной отсталостью подчинена общим принципам коррекционной педагогики:

  • принцип развивающего обучения в зоне ближайшего развития;
  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  • принцип коррекции и компенсации, определяющий адресность логопедических технологий, ориентированных на структуру и выраженность дефекта;
  • деятельностный принцип;
  • принцип коррекции и развития высших психических функций, который осуществляется на каждом занятии.

Структура логопедической работы включает  несколько взаимосвязанных этапов, содержание которых обусловлено как спецификой собственно фонематического восприятия, так и его детерминированностью с речевым вниманием, речевой памятью и звукопроизношением.

Перспективное планирование игр и упражнений на формирование фонематического восприятия

Задачи по развитию фонематического восприятия Игры и упражнения
Подготовительный этап
Дифференциация по способу воспроизведения звука
— по темпу звучания:
«Дождик и солнце»
«Что делала кукла Катя?»
«На поляне».
— по ритму звучания: «Кто стучится в дверь?»
«Угадай, кто идет?»
«Звенит капель»
— по динамике звучания (по силе звучания) «Громко – тихо!»
«Найди игрушку»
«Иди-беги»
Развитие речевого внимания и памяти «Что ты слышишь?»
«Разная музыка»
«Найди пару»
«К нам гости пришли»
Развитие речевого слуха «Улитка»
«Медведи в лесу»
«Кто сказал?»
Основной этап
— различение слов, близких по звучанию «Научи Катю говорить»
«Составь ряды»
«Найди картинку»
«Кто в домике живет»
— различение звукосочетаний, близких по звуковому составу «Малыш»
«Эхо!»
— различение слогов с оппозиционными согласными «Повтори»
«Телефон»
— дифференциация фонем «Большой и маленький»
«Ловишки»
«Веселый мяч»
banner dlya sayta 01 2
banner dlya sayta 01 3
banner dlya sayta 01 3
Визитка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад компенсирующего вида №21"

Наш адрес: город Биробиджан, ул.Набережная, 28
Заведующий: Данилова Наталья Викторовна

E-mail: eao_detskiisad21@post.eao.ru

Телефон: 8 (42622) 32-1-68, 32-8-44

Режим и график работы: понедельник - пятница с 7.00 до 19.00,
выходные: суббота, воскресение, праздничные дни.

Сведения об учредителе

Информация об учредителе:

Полное наименование: мэрия города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области

Сокращенное наименование: мэрия города

Почтовый адрес: 679000, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Ленина, 29

Адрес электронной почты: gorod@post.eao.ru

Адрес официального сайта: http://biradm.ru/

Номер телефона приемной мэрии города: +7 (42622) 2-60-01

Номера телефонов единой охранно-диспетчерской службы: +7 (42622) 6-22-02, +7 (42622)2-38-19

Управление образования мэрии города: г. Биробиджан, проспект 60-летия СССР, 22 (понедельник- пятница с 9.00 до 18.00, перерыв на обед с 13.00 до 14.00)

Реклама