«Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушением интеллекта»
Формирование фонематических процессов занимает важное место в процессе коррекции нарушений в развитии умственно отсталого ребенка. Прежде всего, следует помнить о том, что речевые расстройства и связанные с ними нарушения фонематического восприятия у таких детей имеют стойкий характер. Своевременная и целенаправленная коррекция подобных нарушений способствует не только повышению у них уровня мыслительных процессов, но и социализации детей.
Системный характер речевых расстройств детей с нарушением интеллекта выражается в том, что они касаются как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи. Следовательно, логопедическая работа ориентирована не только на конкретный дефект, но и на речевую систему в целом.
Специфика работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности и их психопатологическими особенностями (прежде всего неразвитостью аналитической и синтетической деятельности), с другой стороны, структурой имеющегося речевого дефекта (прежде всего ведущего). В связи с этим приоритетное место в логопедической работе принадлежит формированию у детей элементарных навыков мыслительных операций – анализа, сравнения, синтеза, обобщения.
Здесь необходима опора на принципы поэтапного формирования умственных действий, обоснованные П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным. Данные принципы определяют последовательность этапов формирования слухового восприятия и речевого развития во взаимосвязи: материализации действий с опорой на наглядность; выполнение речевых действий; выполнение действий во внутреннем плане.
Для дошкольников с нарушением интеллекта в логопедической работе важно максимальное включение анализаторов и актуализация ощущений разной модальности, а также максимальное использование наглядных материалов.
Поскольку с недоразвитием фонематического восприятия тесно связаны дефекты звукопроизношения, особое внимание должно уделяться обучению детей дифференциации фонетически близких звуков. Кроме того, коррекция звукопроизношения тесно связана с общим психомоторным развитием и, особенно, с развитием мелкой ручной моторики.
Поскольку у дошкольников с нарушением интеллекта чрезвычайно консервативными являются условно-рефлекторные связи, с трудом поддающиеся изменению, на занятиях подробно отрабатываются и закрепляются восприятие и произнесение правильных речевых навыков.
Также характерной чертой логопедической работы с данной категорией дошкольников является многократная повторяемость коррекционных упражнений, обновление которых происходит посредством введения отдельных новых элементов. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры головного мозга, что вызывает затруднения в формировании новых условно-рефлекторных связей, их хрупкость и быстрое угасание. Поэтому требуется постоянное повторное подкрепление. В противном случае навыки, усвоенные на занятиях, у детей с нарушением интеллекта исчезают в иных речевых ситуациях и на ином речевом материале.
Еще одной специфической чертой работы с умственно отсталыми детьми в условиях является частая смена деятельности, постоянное переключение с одной формы работы на другую, поскольку им присущи быстрая утомляемость и склонность к охранительному торможению. При этом нами определяется строгая дозировка речевого материала и информации, поскольку при одновременном усложнении задания и речевого материала дети просто не смогут его выполнить.
Вследствие указанных специфических особенностей, работа с дошкольниками с нарушением интеллекта предполагает длительные сроки реализации по сравнению с детьми, имеющими только речевой дефект.
Не исключая специфики, работа с детьми с умственной отсталостью подчинена общим принципам коррекционной педагогики:
- принцип развивающего обучения в зоне ближайшего развития;
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип коррекции и компенсации, определяющий адресность логопедических технологий, ориентированных на структуру и выраженность дефекта;
- деятельностный принцип;
- принцип коррекции и развития высших психических функций, который осуществляется на каждом занятии.
Структура логопедической работы включает несколько взаимосвязанных этапов, содержание которых обусловлено как спецификой собственно фонематического восприятия, так и его детерминированностью с речевым вниманием, речевой памятью и звукопроизношением.
Перспективное планирование игр и упражнений на формирование фонематического восприятия
Задачи по развитию фонематического восприятия | Игры и упражнения |
Подготовительный этап | |
---|---|
Дифференциация по способу воспроизведения звука — по темпу звучания: |
«Дождик и солнце» «Что делала кукла Катя?» «На поляне». |
— по ритму звучания: | «Кто стучится в дверь?» «Угадай, кто идет?» «Звенит капель» |
— по динамике звучания (по силе звучания) | «Громко – тихо!» «Найди игрушку» «Иди-беги» |
Развитие речевого внимания и памяти | «Что ты слышишь?» «Разная музыка» «Найди пару» «К нам гости пришли» |
Развитие речевого слуха | «Улитка» «Медведи в лесу» «Кто сказал?» |
Основной этап |
— различение слов, близких по звучанию | «Научи Катю говорить» «Составь ряды» «Найди картинку» «Кто в домике живет» |
— различение звукосочетаний, близких по звуковому составу | «Малыш» «Эхо!» |
— различение слогов с оппозиционными согласными | «Повтори» «Телефон» |
— дифференциация фонем | «Большой и маленький» «Ловишки» «Веселый мяч» |