Меню сайта
Календарь событий
Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Психолого – педагогическое сопровождение ребенка – аутиста в ДОУ (консультация для педагогов ДОУ)

В настоящее время слово «аутизм» можно услышать часто. Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Тогда К.С. Лебединская предложила создать специальные образовательные учреждения для оказания квалифицированной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Дети дождя.

Эти дети не похожи на обычных ребятишек. Они словно живут в своем мире, где нет места остальным людям. Почему возникает аутизм – наука четкого ответа не дает. Весьма вероятно, одной из причин может считаться нарушение развития плода в утробе матери, что приводит к патологии функций мозга.

Детей, больных аутизмов, красиво и нежно называют детьми дождя. Почему именно дети дождя? Откуда появилось такое необычное название? Бытует мнение, что эти особенные люди очень любят смотреть на дождь. Они далеки от реальности и проживают жизнь в своем мире, который трепетно и нежно создают в собственной голове, как отдельные капельки дождя. Кто же такие дети — аутисты, в чем их особенность, а также рассмотрим методы терапии, которые можно применить в детском саду. И самое главное — попытаемся понять, как же взаимодействовать с такими детьми в условиях коррекционного детского сада.

«Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства».

«Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие». В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней: МКБ-10 , под шифром  F84.0 — «Детский аутизм»

В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 64 сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями

Единственным нормативным документом, регламентирующим организацию работы с детьми-аутистами, является инструктивное письмо, которое разработано Лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями Московского института коррекционной педагогики под руководством О.С. Никольской и Е.Р. Баенской.

Работа называется: Аутичный ребёнок. Пути помощи.  Е.Р. Баенская, О.С. Никольская, М.М. Либлинг. – М.: Центр традиционного и современного образования «Теревинф», 2015 (первоначальное издание 2007г) – 147 стр.

В СанПиНах для детских садов также можно ознакомиться с особенностями организации детей особыми образовательными потребностями в ДОУ.

 

Характеристика ребенка – аутиста дошкольного возраста, его основные признаки

В разном возрасте аутизм имеет особую клиническую картину. Специалисты разделяют три возрастные группы аутизма:

— ранний (малыши до трехлетнего возраста);

— детский (с трех до 10 лет);

— подростковый (с 11 до 15 лет).

 

Аутизм условно делят на четыре группы:

— первая – полное отгораживание от мира (самая тяжелая);

— вторая–отвержение окружающей действительности, присутствуют страхи, избирательность в еде, физическое общее недомогание, речь слабо развита — это аутисты, у которых наблюдаются некоторые проблески сознания;

— третья – стереотипное поведение, переживание превалируют, однако эти дети успешнее обучаются, обладают более развитой речью;

— четвертая – общение с миром проходит тяжело, но при постоянной психолого — педагогической  помощи со стороны педагогов и родителей, коррекционная работа приносит хорошие плоды для социальной адаптации и обучения.

 

Особенности поведения ребенка-аутиста.

Для ребёнка — аутиста характерны следующие черты:

  • не нуждается в контакте с окружающими, отсутствие контакта с людьми, характерен взгляд мимо объекта;
  • поведенческая стереотипность: выполняет действия в определенном порядке, использует постоянные ритуалы;
  • страхи, сопротивление малейшим изменениям в окружающей обстановке;
  • речевая несостоятельность;
  • неумение пользоваться органами зрения (избегает яркого света), органами слуха (боится громких звуков, закрывает уши руками);
  • нарушения вкусовых ощущений: нюхает предметы, в том числе и несъедобные;
  • присутствуют негативные эмоции (совершает действия, приносящие вред ему самому – аутоагрессия);
  • тревожная настороженность при сенсорном воздействии;
  • неуклюжесть, неумение контролировать свои движения;
  • отсутствие бытовых навыков;
  • нет чувства опасности, либо сверхосторожность;
  • замедленная реакция;
  • делает бесцельные механические движения, (взмахи руками, перебирание пальцами, хаотично передвигается по помещению);
  • отсутствие позитивного отношения к родным людям.

Вывод: детям — аутистам не нужны общение, болтовня с другими детьми и веселые игры. Они не реагируют ни на какие словесные раздражители, поэтому мамы и папы могут даже решить, что у малыша проблемы со слухом. Однако слух в порядке, просто все, что происходит за границами мира аутиста, не интересует его.

Любознательность, любопытство, попытки экспериментировать – все эти качества не подходят детям с аутизмом. Игрушки не интересны, разве что может быть одна, с которой ребенок не расстается, однако играть он с ней будет не так, как сверстник (на уровне манипуляции).

Движения ребенка с аутизмом монотонные, ограниченные. Если малыш с нормальным психологическим развитием – непоседа, хочет увидеть и узнать все, что находится вокруг него, то аутист способен часами разглядывать одну и ту же картину или смотреть в окно, к примеру, на движущийся транспорт, ни на что не отвлекаясь.

В социуме таким детям находиться сложно, так как у них отсутствует желание общения с другими людьми.

 

Основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС.

Поскольку ребенок с таким заболеванием погружен в одиночество, коррекционная работа с ним требует особых правил.

Этапы работы:

  1. Диагностический этап.
  2. Адаптационный этап.
  3. После проведения диагностического и адаптационного этапов наступает время активирующего этапа, во время которого по завершению проведенной диагностики, педагоги проводят обобщение и анализ результатов.
  4. Формирующий и корригирующий этапы являются основными в коррекционной работе.

 

Принцип работы с данной категорией детей: ребенка-аутиста нужно учить всему, само ничего не получится и просто так не появится.

Цель коррекционной работы: развитие умений социального взаимодействия

Задачи:

  • общая организация поведения ребенка;
  • формирование навыков учебного поведения;
  • решение задачи интеллектуального развития ребенка;
  • развитие его познавательной сферы.

Методы работы с детьми-аутистами, предложенные ведущими педагогами

Существуют различные методы работы с детьми РАС:

  1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр, песок, сказка, кукла, изо).
  2. Пет-терапия (терапия с помощью животных).
  3. Концепция ТЕАССН (среда адаптируется под ребенка).
  4. Методика модификации поведения (поведенческая терапия, АВА – терапия, ребенок адаптируется под развивающую среду).
  5. Холдинг-терапия. Метод разработан доктором М. Welch (1983).
  6. Сенсорная интеграция.
  7. Структура вхождения в день (приложение).
  8. Пооперационные карты (алгоритмы действий детей).

 

Используемые правила работы с детьми-аутистами:

  • Выбирая игры, нужно учитывать детский интерес;
  • Записывать все, что происходит с ребенком;
  • Для занятий следует выбирать время, когда малыш в хорошем настроении;
  • Все лишние звуковые раздражители во время занятий нужно исключить;
  • Важен зрительный контакт с ребенком;
  • Большое значение в развитии имеют рассказы и истории;
  • Главное, что нужно делать в работе с аутистами, – не торопиться;
  • На всех видах занятий следует использовать сенсорные игры;
  • Предметные игры строятся так, чтобы научить понимать пространство вокруг себя;
  • Большое значение имеет наука социально-приемлемого поведения;
  • Нецелесообразно (на ранних этапах пребывания в детском коллективе) вовлекать ребенка в сюжетно-ролевые игры, где необходима диалоговая речь;
  • Как и все дети, маленькие аутисты нуждаются в постоянном одобрении.

 

Рекомендации родителям, воспитывающим детей – аутистов:

  • родители должны быть твердо нацелены на результат и на успех, проявлять терпение. Ребенок с аутизмом нуждается в особом внимании и обучении. Да, работать с такими детьми трудно, однако никогда не нужно опускать руки.

Итог: Дети с аутизмом могут адаптироваться на бытовом и социальном уровне, если коррекционная программа выстроена правильно.

Важно помочь дошкольнику выйти из страны одиночества и иллюзорных фантазий в реальный мир, научиться общаться и получать удовольствие от новых навыков и возможностей.

 

Приложение

Структура проведения «Вхождение в день детей — аутистов»

С данной коррекционно-развивающей деятельности, как правило, начинается весь день в группе ДОУ детей-аутистов.  Эта форма показала эффективность в работе с детьми РАС. Этапы вхождения:

  • Встреча детей. Педагог приветствует ребенка или здоровается со всеми детьми;
  • Дети приветствуют друг друга, вывешивают свою фотографию на экране по теме «Кто пришел?»;
  • Составление расписания дня. Педагог использует соответствующие предметные картинки или иллюстрации, в зависимости от возможностей детей.  Рядом для активации памяти находится коробка законченных вчерашних дел «Мы справились»;
  • Утренний «Круг».

Круг включает в себя:

— приветствие друг друга при помощи предмета (мяч, шар), в дальнейшем с включением рукопожатия ;

— игры по формированию пространственных представлений, в том числе, знание частей тела;

— акцентируется внимание детей на обстановке в группе, на расположении игрового материала по привлечению внимания к происходящему событию, по последовательности действий детей в определенный период режимного времени;

— фольклорные игры для формирования у детей умения действовать сообща, видеть и тактильно чувствовать других детей в группе;

— общий танец или хороводная игра.

Таким образом, ребенок с РАС  насыщается   положительными   эмоциями, развивается зрительный, слуховой и тактильный каналы.

 

 

Список используемой литературы:

1.Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка-аутиста : методическое пособие для педагогов, дефектологов, психологов, логопедов. ‒ Биробиджан: ОГАОУ ДПО ≪ИПКПР≫, 2016. ‒ 92 с.

Составитель: Серго Л.А., старший преподаватель ОГАОУ ДПО ≪ИПКПР≫, педагог-психолог ОГБУ ≪Центр психолого-медико-педагогической помощи≫

2.Аутичный ребенок. Пути помощи. Е.Р. Баенская, О.С. Никольская, М.М. Либлинг. – М.: Центр традиционного и современного образования «Теревинф», 2015.

3.Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.

4.Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребёнком: для педагогов: Метод. пособие / О.С. Рудик. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. 189 с.

5.Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004
6.Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.,2003.

banner dlya sayta 01 2
banner dlya sayta 01 3
banner dlya sayta 01 3
Визитка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад компенсирующего вида №21"

Наш адрес: город Биробиджан, ул.Набережная, 28
Заведующий: Данилова Наталья Викторовна

E-mail: eao_detskiisad21@post.eao.ru

Телефон: 8 (42622) 32-1-68, 32-8-44

Режим и график работы: понедельник - пятница с 7.00 до 19.00,
выходные: суббота, воскресение, праздничные дни.

Сведения об учредителе

Информация об учредителе:

Полное наименование: мэрия города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области

Сокращенное наименование: мэрия города

Почтовый адрес: 679000, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Ленина, 29

Адрес электронной почты: gorod@post.eao.ru

Адрес официального сайта: http://biradm.ru/

Номер телефона приемной мэрии города: +7 (42622) 2-60-01

Номера телефонов единой охранно-диспетчерской службы: +7 (42622) 6-22-02, +7 (42622)2-38-19

Управление образования мэрии города: г. Биробиджан, проспект 60-летия СССР, 22 (понедельник- пятница с 9.00 до 18.00, перерыв на обед с 13.00 до 14.00)

Реклама