Психолого – педагогическое сопровождение ребенка – аутиста в ДОУ (консультация для педагогов ДОУ)
В настоящее время слово «аутизм» можно услышать часто. Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Тогда К.С. Лебединская предложила создать специальные образовательные учреждения для оказания квалифицированной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Дети дождя.
Эти дети не похожи на обычных ребятишек. Они словно живут в своем мире, где нет места остальным людям. Почему возникает аутизм – наука четкого ответа не дает. Весьма вероятно, одной из причин может считаться нарушение развития плода в утробе матери, что приводит к патологии функций мозга.
Детей, больных аутизмов, красиво и нежно называют детьми дождя. Почему именно дети дождя? Откуда появилось такое необычное название? Бытует мнение, что эти особенные люди очень любят смотреть на дождь. Они далеки от реальности и проживают жизнь в своем мире, который трепетно и нежно создают в собственной голове, как отдельные капельки дождя. Кто же такие дети — аутисты, в чем их особенность, а также рассмотрим методы терапии, которые можно применить в детском саду. И самое главное — попытаемся понять, как же взаимодействовать с такими детьми в условиях коррекционного детского сада.
«Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства».
«Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие». В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней: МКБ-10 , под шифром F84.0 — «Детский аутизм»
В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 64 сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями
Единственным нормативным документом, регламентирующим организацию работы с детьми-аутистами, является инструктивное письмо, которое разработано Лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями Московского института коррекционной педагогики под руководством О.С. Никольской и Е.Р. Баенской.
Работа называется: Аутичный ребёнок. Пути помощи. Е.Р. Баенская, О.С. Никольская, М.М. Либлинг. – М.: Центр традиционного и современного образования «Теревинф», 2015 (первоначальное издание 2007г) – 147 стр.
В СанПиНах для детских садов также можно ознакомиться с особенностями организации детей особыми образовательными потребностями в ДОУ.
Характеристика ребенка – аутиста дошкольного возраста, его основные признаки
В разном возрасте аутизм имеет особую клиническую картину. Специалисты разделяют три возрастные группы аутизма:
— ранний (малыши до трехлетнего возраста);
— детский (с трех до 10 лет);
— подростковый (с 11 до 15 лет).
Аутизм условно делят на четыре группы:
— первая – полное отгораживание от мира (самая тяжелая);
— вторая–отвержение окружающей действительности, присутствуют страхи, избирательность в еде, физическое общее недомогание, речь слабо развита — это аутисты, у которых наблюдаются некоторые проблески сознания;
— третья – стереотипное поведение, переживание превалируют, однако эти дети успешнее обучаются, обладают более развитой речью;
— четвертая – общение с миром проходит тяжело, но при постоянной психолого — педагогической помощи со стороны педагогов и родителей, коррекционная работа приносит хорошие плоды для социальной адаптации и обучения.
Особенности поведения ребенка-аутиста.
Для ребёнка — аутиста характерны следующие черты:
- не нуждается в контакте с окружающими, отсутствие контакта с людьми, характерен взгляд мимо объекта;
- поведенческая стереотипность: выполняет действия в определенном порядке, использует постоянные ритуалы;
- страхи, сопротивление малейшим изменениям в окружающей обстановке;
- речевая несостоятельность;
- неумение пользоваться органами зрения (избегает яркого света), органами слуха (боится громких звуков, закрывает уши руками);
- нарушения вкусовых ощущений: нюхает предметы, в том числе и несъедобные;
- присутствуют негативные эмоции (совершает действия, приносящие вред ему самому – аутоагрессия);
- тревожная настороженность при сенсорном воздействии;
- неуклюжесть, неумение контролировать свои движения;
- отсутствие бытовых навыков;
- нет чувства опасности, либо сверхосторожность;
- замедленная реакция;
- делает бесцельные механические движения, (взмахи руками, перебирание пальцами, хаотично передвигается по помещению);
- отсутствие позитивного отношения к родным людям.
Вывод: детям — аутистам не нужны общение, болтовня с другими детьми и веселые игры. Они не реагируют ни на какие словесные раздражители, поэтому мамы и папы могут даже решить, что у малыша проблемы со слухом. Однако слух в порядке, просто все, что происходит за границами мира аутиста, не интересует его.
Любознательность, любопытство, попытки экспериментировать – все эти качества не подходят детям с аутизмом. Игрушки не интересны, разве что может быть одна, с которой ребенок не расстается, однако играть он с ней будет не так, как сверстник (на уровне манипуляции).
Движения ребенка с аутизмом монотонные, ограниченные. Если малыш с нормальным психологическим развитием – непоседа, хочет увидеть и узнать все, что находится вокруг него, то аутист способен часами разглядывать одну и ту же картину или смотреть в окно, к примеру, на движущийся транспорт, ни на что не отвлекаясь.
В социуме таким детям находиться сложно, так как у них отсутствует желание общения с другими людьми.
Основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС.
Поскольку ребенок с таким заболеванием погружен в одиночество, коррекционная работа с ним требует особых правил.
Этапы работы:
- Диагностический этап.
- Адаптационный этап.
- После проведения диагностического и адаптационного этапов наступает время активирующего этапа, во время которого по завершению проведенной диагностики, педагоги проводят обобщение и анализ результатов.
- Формирующий и корригирующий этапы являются основными в коррекционной работе.
Принцип работы с данной категорией детей: ребенка-аутиста нужно учить всему, само ничего не получится и просто так не появится.
Цель коррекционной работы: развитие умений социального взаимодействия
Задачи:
- общая организация поведения ребенка;
- формирование навыков учебного поведения;
- решение задачи интеллектуального развития ребенка;
- развитие его познавательной сферы.
Методы работы с детьми-аутистами, предложенные ведущими педагогами
Существуют различные методы работы с детьми РАС:
- Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр, песок, сказка, кукла, изо).
- Пет-терапия (терапия с помощью животных).
- Концепция ТЕАССН (среда адаптируется под ребенка).
- Методика модификации поведения (поведенческая терапия, АВА – терапия, ребенок адаптируется под развивающую среду).
- Холдинг-терапия. Метод разработан доктором М. Welch (1983).
- Сенсорная интеграция.
- Структура вхождения в день (приложение).
- Пооперационные карты (алгоритмы действий детей).
Используемые правила работы с детьми-аутистами:
- Выбирая игры, нужно учитывать детский интерес;
- Записывать все, что происходит с ребенком;
- Для занятий следует выбирать время, когда малыш в хорошем настроении;
- Все лишние звуковые раздражители во время занятий нужно исключить;
- Важен зрительный контакт с ребенком;
- Большое значение в развитии имеют рассказы и истории;
- Главное, что нужно делать в работе с аутистами, – не торопиться;
- На всех видах занятий следует использовать сенсорные игры;
- Предметные игры строятся так, чтобы научить понимать пространство вокруг себя;
- Большое значение имеет наука социально-приемлемого поведения;
- Нецелесообразно (на ранних этапах пребывания в детском коллективе) вовлекать ребенка в сюжетно-ролевые игры, где необходима диалоговая речь;
- Как и все дети, маленькие аутисты нуждаются в постоянном одобрении.
Рекомендации родителям, воспитывающим детей – аутистов:
- родители должны быть твердо нацелены на результат и на успех, проявлять терпение. Ребенок с аутизмом нуждается в особом внимании и обучении. Да, работать с такими детьми трудно, однако никогда не нужно опускать руки.
Итог: Дети с аутизмом могут адаптироваться на бытовом и социальном уровне, если коррекционная программа выстроена правильно.
Важно помочь дошкольнику выйти из страны одиночества и иллюзорных фантазий в реальный мир, научиться общаться и получать удовольствие от новых навыков и возможностей.
Приложение
Структура проведения «Вхождение в день детей — аутистов»
С данной коррекционно-развивающей деятельности, как правило, начинается весь день в группе ДОУ детей-аутистов. Эта форма показала эффективность в работе с детьми РАС. Этапы вхождения:
- Встреча детей. Педагог приветствует ребенка или здоровается со всеми детьми;
- Дети приветствуют друг друга, вывешивают свою фотографию на экране по теме «Кто пришел?»;
- Составление расписания дня. Педагог использует соответствующие предметные картинки или иллюстрации, в зависимости от возможностей детей. Рядом для активации памяти находится коробка законченных вчерашних дел «Мы справились»;
- Утренний «Круг».
Круг включает в себя:
— приветствие друг друга при помощи предмета (мяч, шар), в дальнейшем с включением рукопожатия ;
— игры по формированию пространственных представлений, в том числе, знание частей тела;
— акцентируется внимание детей на обстановке в группе, на расположении игрового материала по привлечению внимания к происходящему событию, по последовательности действий детей в определенный период режимного времени;
— фольклорные игры для формирования у детей умения действовать сообща, видеть и тактильно чувствовать других детей в группе;
— общий танец или хороводная игра.
Таким образом, ребенок с РАС насыщается положительными эмоциями, развивается зрительный, слуховой и тактильный каналы.
Список используемой литературы:
1.Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка-аутиста : методическое пособие для педагогов, дефектологов, психологов, логопедов. ‒ Биробиджан: ОГАОУ ДПО ≪ИПКПР≫, 2016. ‒ 92 с.
Составитель: Серго Л.А., старший преподаватель ОГАОУ ДПО ≪ИПКПР≫, педагог-психолог ОГБУ ≪Центр психолого-медико-педагогической помощи≫
2.Аутичный ребенок. Пути помощи. Е.Р. Баенская, О.С. Никольская, М.М. Либлинг. – М.: Центр традиционного и современного образования «Теревинф», 2015.
3.Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
4.Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребёнком: для педагогов: Метод. пособие / О.С. Рудик. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. 189 с.
5.Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004
6.Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.,2003.